Тема:
Анализ судебной практики отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе» за 2022 год.
В 2022 году консультационным пунктом, в целях дальнейшего предъявления в суд, подготовлено для потребителей 38 исковых заявления, большая часть из которых – торговля непродовольственными товарами (16 исков), также 8 исков в отношении бытовых услуг, 5 исков в отношении юридических услуг, 2 иска по туристским услугам и 5 исков по прочим видам деятельности.
По результатам рассмотрения исковых заявлений за 2022 год, в пользу потребителей было вынесено 34 судебных решений, одно из которых - мировое соглашение, 2 судебных решения - не в пользу потребителей, а четыре исковых заявления находятся в судах на стадии рассмотрения.
По сравнению с показателями за период 2021 года, в целом, структура обращений потребителей в консультационный пункт по составлению исковых заявлений, существенно не изменилась. Но вместе с тем, следует отметить, что в 2022 году выявлено снижение количества обращений потребителей по вопросам защиты прав потребителей с последующим составлением исковых заявлений и предъявлением их в суд, поскольку большинство требований потребителей, после обращения в консультационный пункт и составлении досудебной претензии, были удовлетворены в добровольном порядке.
В начале 2022 года в консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей за юридической помощью обратился потребитель, суть нарушения прав которого заключалась в том, что осенью 2021 года при оформлении кредитного договора на покупку автомобиля, сотрудник банка сообщил потребителю, что для одобрения кредита, ему необходимо заключить договор на оказание услуг по предоставлению независимой гарантии, а также договор на оказании юридических услуг, которые впоследствии в любой момент он сможет расторгнуть и вернуть деньги за неоказанные услуги. Вышеуказанные договоры были оплачены потребителем в полном объеме посредствам заемных денежных средств по кредитному договору. В день заключения данных договоров, на руки потребителю были выданы только сертификаты, а с условиями оказания услуг он ознакомлен не был. Потребитель никакими услугами по вышеуказанным договорам не пользовался, а исполнители в свою очередь, ни одной услуги по данным договорам потребителю на оказывали.
Специалистом консультационного пункта был проведен правовой анализ договоров, а также даны разъяснения прав потребителя, а впоследствии, в целях урегулирования спора в досудебном порядке, были подготовлены претензии на основании ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», где предусмотрен отказ от исполнения договора оказания услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Аналогичное право закреплено и в ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
Однако требования, заявленные потребителем, исполнителями удовлетворены не были. Учитывая данные обстоятельства, потребитель вновь обратился в консультационный пункт, где ему было разъяснено, что при сложившихся обстоятельствах, поскольку исполнители отказываются удовлетворять его требования в добровольном порядке, он имеет право обратиться в суд за защитой своих прав. После чего, специалистом консультационного пункта были подготовлены и переданы потребителем в суд иски о взыскании с исполнителей уплаченных на основании договоров на оказание услуг денежных средств, процентов за пользование чужими денежными средствами, а также компенсацию морального вреда.
Интересы потребителя по данным гражданским делам на протяжении всех судебных разбирательств, представлял специалист консультационного пункта. Решениями Дзержинского районного суда г. Н. Тагил Свердловской области, требования были удовлетворены частично, а именно, взысканы в пользу потребителя денежные средства уплаченные за договоры на оказание услуг в полном объеме, проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсация морального вреда, а также взыскан штраф, за несоблюдение требований в добровольном порядке. Таким образом судом с исполнителей, в пользу потребителя, по двум искам, было взыскано 464 000 рублей.
За консультациями и оказанием правовой помощи при нарушении прав потребителей, можно обращаться в Консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» по телефонам 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах:
-
ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp
-
Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
-
Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» Олеся Викторовна Петренко