От того, как школьник питается, зависит его здоровье, настроение, трудоспособность. Следовательно, горячее питание в школе - это не только внутришкольное мероприятие, но и общественно-значимое дело.
Взаимодействие школы и родительской общественности в вопросах организации питания должно осуществляться как традиционными способами (родительские собрания, сайт образовательной организации, информационные стенды), так и в виде привлечения родителей, волонтеров общественных организаций к мониторингу за работой пищеблоков.
Алгоритм проведения проверки организации питания родителями и волонтерами, позволяющий без посещения производственных помещений пищеблока выявить проблемные моменты:
Ознакомление с документами, обязательными при организации питания в школе:
Наличие в школе согласованного с Управлением Роспотребнадзора примерного меню на период не менее двух недель (в меню обязательно указывается: выход (вес) блюд, энергетическая и пищевая ценность, содержание витаминов и минеральных веществ);
Ассортимента пищевых продуктов для организации дополнительного питания обучающихся через буфет.
Наличие размещенного в обеденном зале меню на текущий день, утвержденного руководителем образовательного учреждения с информацией об объемах блюд и названиях кулинарных изделий.
Наличие приказа о назначении бракеражной комиссии в составе не менее трех человек: медицинского работника, работника пищеблока и представителя администрации образовательного учреждения.
Непосредственный осмотр обеденного зала:
1. Столовая посуда:
2. размеры столовой посуды, должны обеспечивать предусмотренный выход блюд;
3. материалы, из которых изготовлена посуда:
4. тарелки, блюдца, чашки, бокалы - фарфор, фаянс и стекло;
5. столовые приборы (ложки, вилки, ножи), посуда для приготовления и хранения готовых блюд – нержавеющая сталь или аналогичные по гигиеническим свойствам материалы;
6. хранение столовых приборов в кассетах (ручками вверх).
7. своевременная замена посуды с отбитыми краями, трещинами, сколами, деформацией.
8. Организация дежурства по столовой (дежурный педагог, дети старше 14 лет, без признаков заболевания, обеспеченные фартуками и головными уборами, соблюдение правил личной гигиены).
9. Организация раздачи пищи: закрепление за каждым классом обеденных столов и своевременная расстановка блюд (исключающая их остывание или сокращающая время принятия пищи в условиях перемены).
10. Условия для соблюдения личной гигиены учащимися: наличие и исправная работа умывальников (перед столовой или в обеденном зале) и обеспеченность средствами личной гигиены (мыло, электрополотенце или бумажное полотенце).
11. Организация питьевого режима в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики или вода, расфасованная в емкости, обеспеченность чайной посудой.
12. Соблюдение персоналом столовой правил личной гигиены: наличие специальной санитарной одежды (халат или куртка, брюки, головной убор, легкая нескользкая рабочая обувь), наличие ювелирных украшений и часов во время работы.
13. Наличие аптечки для оказания первой медицинской помощи в столовой.
14. Способы оценки готовых блюд:
15. Визуально– путем сравнения контрольного блюда и порций на обеденных столах.
Результаты такой проверки могут быть оформлены и представлены руководителю образовательной организации.
Так же в целях мониторинга в образовательной организации могут быть созданы советы (комитеты и т.п.) по питанию, деятельность которых закрепляется локальным актом по учреждению.
При выявлении нарушений санитарных правил можно обратиться в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе.