«Красота требует жертв»
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом о том, должна ли быть лицензии у салона (организации), который оказывает услуги по лазерной эпиляции. Суть обращения заключалась в том, что потребитель увидел рекламу салона в сети «Интернет» социальной сети «ВКонтакте» и записался на процедуру по лазерной эпиляции, однако в процессе оказания данных услуг, потребитель стал сомневаться в компетенции, как сотрудников, так и организации в целом. Нужна ли лицензия на данный вид услуг?
Да, при оказании потребителю услуги по лазерной эпиляции действительно нужна лицензия, поскольку данная услуга является медицинской и входит Номенклатуру медицинских услуг, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации № 804н. В соответствии с п.п. 4.1 и 4.2 Приказа 804н код данной услуги:
- A14.01.013 класс медицинской услуги.
Законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» предусмотрено, что лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (ст. 2 ФЗ №99).
Большинство людей привыкло к тому, что медицинские услуги могут оказываться только в стенах лечебных организаций, но это не так. Лозунг «Нет предела совершенству» гордо зовет совершать нас новые подвиги, да и индустрия красоты давно вышла за рамки обычной укладки для волос. Дело в том, что не все услуги, которые оказывают потребителям в салонах красоты являются медицинскими, отсюда и путаница, но как обычный потребитель может себя обезопасить, когда на каждом углу его поджидает столько всего не известного, сразу вспоминается детский мультик про котенка по имени Гав: «Не ходи туда, там тебя ждут неприятности. Ну как же туда не ходить? Они же ждут!».
Время настолько быстротечно, что после школьной скамьи вчерашние школьники уже открывают свой бизнес, салоны красоты на каждом углу маникюр, педикюр, аппаратная косметология, эпиляция, перманентный макияж и многое другое. Развитие социальных сетей, конечно, тоже делает свое дело, в 21 веке, чтобы заявить о себе, достаточно иметь страницу в социальных сетях, а то и в нескольких, чем вам не реклама. Что вообще мы понимаем под рекламой, короткие видео-оповещения между телепередачами или объявление на подъезде, все это разные способы рекламы услуг (и товаров тоже) цель которой призвать людей к покупке услуг из рекламы. Просто социальные сети один из самых доступных и менее затратных способов. Правильно ли это? Возможно, но только в тех случаях, когда не нарушается закон, а это не наш случай. Вернемся к нашему вопросу о лазерной эпиляции, поскольку данная услуга является медицинской, то у салона должна быть лицензия. Кроме того, информация о наличии лицензии у организации должна быть размещена на информационном стенде, чтобы любой потребитель мог с ней ознакомиться согласно требованиям п.п. 11-12 Постановления Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» и ст.ст. 8-11 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В случае с нашим потребителем, вышеуказанная информация предоставлена не была, так же, как и не был заключен договор, что является нарушением со стороны салона в соответствии с требованиями п. 16-17 Правил предоставления медицинских услуг. При оказании медицинских услуг потребителю, с ним должен быть заключен договор в письменной форме, а также выдан документ, подтверждающий произведенную оплату предоставленных медицинских услуг (контрольно-кассовый чек, квитанция или иной бланк строгой отчетности), однако нашему потребителю данный документ выдан не был, а при предъявлении требования о предоставлении данных документов потребителю было отказано.
Мир развивается слишком стремительно, когда-то получить профессию можно было при условии обучения от нескольких месяцев до нескольких лет, сегодня, в некоторых случаях достаточно прослушать нужный курс в несколько часов или дней, а иногда просто посмотреть видео в сети «Интернет» и вуаля ты уже мастер на все руки и бумажку красивую выдадут. На сегодняшний день рынок услуг партиями поставляет все новых и новых «умников» индустрии красоты, что негативно отражается на безопасности и качестве оказываемых услуг потребителям, потому что желание юных бизнесменов иметь все и сразу нарушая закон не лучшая реклама.
Избавиться от нежелательных волос там, где им на наш взгляд не место, одна из популярных услуг, но мало кто задумывается о последствиях, вот вы читатель – хоть раз задумывались об этом? Мы доверяем свое тело (а иногда и лицо) людям, которых абсолютно не знаем, представьте только на минутку чем это может закончится, и сколько потом таких жертв красоты – много! И, пожалуй, самое ужасное в этих ситуациях, что вред здоровью может быть нанесен непоправимый.
Одно из требований для получения лицензии на осуществление медицинской деятельности является наличие работников, имеющих медицинское образование так закреплено в ст.ст. 69, 100 Федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
На основании ст. 7 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы услуга при обычных условиях ее использования была безопасна для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность услуги для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом.
После обращения потребителя в консультационный пункт, ему была оказана юридическая помощь и на сегодняшний день дело по факту вышеуказанных нарушений находиться в суде.
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley.