В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом приобретения парфюмерной продукции. Суть вопроса заключалась в следующем: потребитель приобрел парфюмерию, но сомневается в её легальности, как отличить оригинал от подделки?
По данному вопросу специалисты консультационного пункта поясняют следующее.
К парфюмерной продукции относятся духи, туалетная вода и одеколоны.
Оборот парфюмерной продукции регламентируется Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», Техническим регламентом Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (ред. от 22.12.2020) «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», а также Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 1957 «Об Утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации» и иными нормативными правовыми актами РФ.
При выборе парфюмерной продукции, в первую очередь, необходимо обратить своё внимание на упаковку товара. Прежде всего, она должна быть аккуратной, а шрифт текста читаемым. Поскольку, упаковка не только выполняет эстетическую функцию, но транспортировочную, сохраняет товар от повреждений.
В соответствии Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 799 (ред. от 22.12.2020) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции», парфюмерно-косметическая продукция должна маркироваться и содержать следующую информацию:
- наименование, название парфюмерно-косметической продукции;
- назначение парфюмерно-косметической продукции;
- товары предназначенные для детей, должны иметь соответствующую информацию в маркировке;
- наименование изготовителя и его местонахождение (юридический адрес, включая страну);
- страна происхождения парфюмерно-косметической продукции;
- наименование и местонахождения организации (юридический адрес);
- номинальное количество продукции в потребительской таре (объем, и (или) масса, и (или) штуки). Для продукции номинальным объемом менее 5 мл (ml) или номинальной массой менее 5 г (g), а также для пробников продукции допускается не указывать номинальное количество;
- срок годности товара;
- описание условий хранения в случае, если эти условия отличаются от стандартных;
- особые меры предосторожности (при необходимости) при применении продукции, в том числе информация о предупреждениях;
- номер партии или специальный код, позволяющие идентифицировать партию парфюмерно-косметической продукции;
- сведения о способах применения парфюмерно-косметической продукции, отсутствие которых может привести к неправильному использованию потребителем парфюмерно-косметической продукции;
- список ингредиентов, который может быть представлен либо на русском языке, либо в соответствии с международной номенклатурой косметических ингредиентов (INCI) с использованием букв латинского алфавита.
Вся парфюмерная продукция находящаяся в обороте, соответствующая требованиям Технического регламента, должна иметь маркировку ЕАС -единый знак обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного Союза. Данная маркировка наносится на упаковку товара.
Помимо этого, с недавнего времени, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018г. № 792-р (ред. от 06.02.2021) «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», духи, туалетная вода и одеколоны, входят в перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 г. № 1957 «Об Утверждении Правил маркировки духов и туалетной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении духов и туалетной воды», определено, что средство идентификации наносится на потребительскую упаковку или этикетку методом, не допускающим отделения средства идентификации от потребительской упаковки.
Допускается размещение этикетки с нанесенным на нее маркировки на прозрачной оберточной пленке или каком-либо другом внешнем оберточном материале. При этом средство идентификации не должно перекрываться другой информацией.
Маркировка парфюмерной продукции представляет собой уникальный штрихкод Data Matrix.
Data Matrix — двумерный матричный штрихкод, представляющий собой чёрно-белые элементы или элементы нескольких различных степеней яркости, обычно в форме квадрата, размещённые в прямоугольной или квадратной группе.
Проверить код маркировки, узнать необходимые сведения о товаре до его покупки, потребитель может, отсканировав код с помощью специального приложения «Честный знак», установленного на смартфон.
Сканирование Data Matrix кода с упаковки, до покупки, поможет выявить подделку. Для этого необходимо сопоставить информацию с этикетки с информацией указанной в приложении «Честный знак».
Отсутствие указанной информации ставит под сомнение качество парфюма и его безопасность.
Парфюмерная продукция, продаваемая на разлив, также подлежит маркировке. Маркируется парфюмерная тара, из которой осуществляется разлив. Вся вышеуказанная информация, доводится до потребителя в наглядной и доступной форме, а также отображается в чеке.
Но не вся парфюмерная продукция подлежит маркировке, существуют и исключения. Не подлежит маркировке парфюмерная продукция, предназначенная для тестирования и апробации и не предназначенная для продажи непосредственно потребителю, а также образцы парфюмерной продукции, предназначенных для продажи непосредственно потребителю, объемом до 3 миллилитров включительно.
Следует учесть, что продажа немаркированной парфюмерной продукции запрещена с 1 октября 2020 года на законодательном уровне и влечёт за собой административную ответственность.
Адрес и график работы консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, кабинеты 1, 2. Телефон: (3435) 41-83-62 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Н. Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 208 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 00 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
г. Верхняя Салда, ул.Карла Маркса, дом 95/1 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 12 час. 30 мин.)
Также дополнительную информацию Вы можете также получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/; https://кц66.рф и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.