Тема: «Где мой чек?».
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель для защиты своих прав. Суть обращения заключалась в том, что в кафе, при оплате услуг общественного питания, исполнитель отказал потребителю в выдаче кассового чека, сославшись на то, что в кафе отсутствует контрольно-кассовый аппарат. Правомерны ли действия исполнителя в данной ситуации?
Контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ» (далее - Закон № 54-ФЗ) (п. 1 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Под расчетами в том числе понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги (абз. 26 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Таким образом, при оказании услуг общественного питания, организация или индивидуальный предприниматель обязаны применять ККТ. Исключение предусмотрено для обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий (п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ).
Кроме того, розничная продажа алкогольной продукции, в том числе при оказании услуг общественного питания, также должна осуществляться с применением ККТ (п. 10 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).
При осуществлении расчета исполнитель обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) исполнителю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом № 54-ФЗ (п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ).
Кассовый чек - первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между исполнителем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (абз. 12 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Бланк строгой отчетности - первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности в момент расчета между исполнителем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники (абз. 6 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ).
Следовательно, бланк строгой отчетности формируется исполнителем только при осуществлении расчетов за оказанные услуги, в отличие от кассового чека, который формируется по всем видам расчетов, в том числе за услуги. Таким образом, при оказании услуг общественного питания исполнителем может формироваться как бланк строгой отчетности, так и кассовый чек, который должен быть выдан потребителю.
О фактах неприменения ККТ, либо невыдачи кассового чека потребитель может сообщить в налоговую службу.
При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 8 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 216 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 9 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах:
https://tagil.med-jur-help.ru/
и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp,
Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley,
Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» ____________ Петренко Олеся Викторовна