Информация для размещения в СМИ и на сайтах
Согласовано: Главный врач
Нижнетагильского
Филиала ФБУЗ
Е.Н. Ромашина
Отдел экспертиз защиты прав потребителей (консультационный пункт)
27 апреля 2024 года
Тема: «Счастливого пути!»
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» неоднократно обращались потребители с просьбами прояснить некоторые особенности при оказании транспортных услуг в поездах дальнего следования.
На более часто задаваемые вопросы, специалист консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей поясняет следующее.
«Допускается ли пассажир к проезду в поезде дальнего следования, при наличии ошибки в билете?»
В силу Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 05.09.2022 № 352 (далее – Правила), при посадке в поезд дальнего следования пассажир обязан предъявить оформленный проездной документ (билет) и документ, удостоверяющий личность, на основании которого оформлен билет (п. 79).
Пассажир допускается к проезду в поезде дальнего следования при наличии ошибки в фамилии, имени, отчестве, серии и номере документа, удостоверяющего личность, указанных в билете, включая перестановку местами соседних букв, или перестановку соседних цифр, или лишнюю вставленную букву, или лишнюю вставленную цифру, или пропущенную букву, или пропущенную цифру. При этом допускается не более одной ошибки в фамилии, или имени, или отчестве пассажира, и не более одной ошибки в серии или номере документа, удостоверяющего личность пассажира, указанных в билете (п. 81).
Если в персональных данных пассажира, указанных в билете, содержится более двух ошибок или более одной ошибки в фамилии, или имени, или отчестве пассажира, или серии, или номере документа, то пассажир допускается к проезду в поезде дальнего следования при наличии у перевозчика технической возможности внесения изменений в персональные данные, указанные в билете. Внесение изменений в персональные данные, указанные в билете, осуществляется при условии соответствия фамилии, имени и отчества, или номера документа, удостоверяющего личность пассажира, или даты рождения данным, указанным в документе, удостоверяющем личность, на основании сведений по котором оформлен билет. При внесении изменений в персональные данные пассажира ему оформляется новый билет без взимания стоимости проезда (п. 90).
Из вышеуказанного следует, что перечень ошибок в билете, при наличии которых пассажир допускается к проезду в поезде дальнего следования конкретный и исчерпывающий, поэтому, чтобы избежать неприятных ситуаций, рекомендуем сразу при получении билета, внимательно проверять правильность всех указанных в нем данных.
«Имеет ли право пассажир, купивший билет на верхнюю полку в поезде дальнего следования, пользоваться нижней полкой для того, чтобы поесть?»
В соответствии с Правилами, каждый пассажир при наличии билета занимает место, указанное в билете, при проезде в поезде дальнего следования и пригородного сообщения с указанием мест. Проезд на оплаченных пассажиром местах допускается только для пассажиров, указанных в билетах (п. 92).
В Правилах урегулирован вопрос пользования нижними полками пассажирами, проезжающими на верхних полках. Так, по требованию проводника вагона поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи. Время для приема пищи составляет в утренние часы (с 7:00 до 10:00) и вечерние часы (с 19:00 до 21:00) не более 30 минут, в обеденное время (с 12:00 до 15:00) не более 1 часа (п. 93).
Также хотелось бы отметить, что в соответствии с Правилами, преимущественное право для использования в поездах дальнего следования нижнего места для размещения ручной клади имеет пассажир, проезжающий на нижней полке, а верхнего места - пассажир, проезжающий на верхней полке. При этом если конструктивными особенностями вагона предусмотрено только нижнее (верхнее) место для размещения ручной клади, то пассажиры, вне зависимости от занимаемого места, имеют равные права на использование нижнего (верхнего) места для размещения ручной клади (п. 175).
Таким образом, пассажир, который едет в поезде дальнего следования на верхней полке, может пользоваться нижней полкой для приема пищи, в указанное в Правилах время.
«Вправе ли пассажир в поезде дальнего следования пользоваться постельными принадлежностями без постельного белья?»
На основании п. 74 Правил, пассажиру на весь путь следования поезда выдаются постельные принадлежности (матрац, подушка и одеяло) при условии выдачи комплекта постельного белья.
При проезде в поезде дальнего следования в вагоне с местами для лежания пассажир по своему желанию и за отдельную плату обеспечивается комплектом постельного белья, если стоимость комплекта постельного белья не включена в стоимость проезда (п. 95).
Проводник доставляет комплект постельного белья на место пассажира в запечатанной индивидуальной упаковке, чистое, сухое. Проводник предлагает и при согласии пассажира осуществляет застил спального места. По желанию пассажира проводник заменяет в пути следования использованный комплект постельного белья на новый за отдельную плату.
Однако, в соответствии с п. 96 Правил, пассажиру запрещается пользование постельными принадлежностями без постельного белья.
Следовательно, исходя из Правил, пассажир в поезде дальнего следования может воспользоваться постельными принадлежностями только в том случае, если у него имеется постельное белье, выданное проводником. Пользоваться в поезде постельными принадлежностями с постельным бельем, принесенным с собой, нельзя.
При возникновении вопросов, специалисты консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей предоставят гражданам бесплатные юридические консультации, а также окажут услуги по составлению различных юридических документов (требований, претензий, исковых заявлений и т.д.).
Адреса консультационных пунктов:
г. Нижний Тагил, ул. Карла Маркса, дом 29, каб. 1, 2 (режим работы: ежедневно с 08 час. 00 мин. до 17 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Нижний Тагил, ул. Окунева, д. 22, каб. 216 (режим работы: каждый понедельник и четверг с 09 час. 30 мин. до 16 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Верхняя Салда, ул. Карла Маркса, дом 95 (режим работы: каждый вторник с 09 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
г. Невьянск, ул. Мартьянова, дом 29, каб. 13 (режим работы: каждую пятницу с 09 час. 30 мин. до 14 час. 00 мин., перерыв с 12 час. 30 мин. до 13 час. 00 мин.)
Также информацию о работе и услугах консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley, Инстаграм - https://instagram.com/zppnt.
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
Филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в СО» ____________ Петренко Олеся Викторовна