Информация для размещения в СМИ и на сайте
Согласовано: Главный врач
Нижнетагильского
Филиала ФБУЗ
Е.Н. Ромашина
Отдел экспертиз защиты прав потребителей (Консультационный пункт)
12.03.2024
«На воре и шапка горит»
В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель по вопросу оказания финансовых услуг. Суть обращения заключалась в том, что потребитель обратился в один из региональных банков города, с целью заключить договор на обслуживание кредитной карты, однако впоследствии при расторжении данного договора, банк выставил потребителю долг, о котором ранее потребителю не сообщалось.
Понятие «финансовая услуга» закреплено п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», где под финансовой услугой следует понимать услугу, оказываемую физическому лицу в связи с предоставлением, привлечением и (или) размещением денежных средств, выступающих в качестве самостоятельных объектов гражданских прав. Простыми словами предоставление кредитов, открытие и ведение банковских счетов, привлечение банковских вкладов, обслуживание банковских карт и др.
В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. До потребителя должна быть информация, которая должна содержать: сведения об основных потребительских свойствах услуг, условия оказания услуг и иное.
Специалистом Консультационного пункта были даны разъяснения прав потребителя, относительно нарушения банком положений Закона РФ «О защите прав потребителей», а также было подготовлено обращение в банк и запрошены документы о движении денежных средств по кредитной карте.
При изучении предоставленного ответа и документов из банка, были выявлено следующее нарушение. За весь период действия договора, банк предоставляя документы потребителю, не указывал о наличии какой-либо задолженности, графы «проценты» и «комиссия» всегда имели значение «0.00», однако только при расторжении договора, банк выставил потребителю задолженность, о которой умолчал ранее, при этом в личном кабинете мобильного приложения также отсутствовала как-либо информация о задолженности потребителя по кредитной карте.
Такая позиция Банка свидетельствует о злоупотреблении правом, как более сильного и профессионального субъекта потребительских отношений. Банк ввел потребителя в заблуждение относительно информации оказываемых финансовых услуг.
В соответствии со ст. 12 Закона № 2300-1, при предоставлении потребителю информации, необходимо исходить из того, что у него нет специальных познаний о свойствах и характеристиках услуги.
Таким образом, действия банка в сложившейся ситуации являются не правомерными, поскольку Закон «О защите прав потребителей» запрещает введение потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств финансовых услуг, а также не предоставление полной и достоверной информации об оказываемой услуги. По факту выявленных нарушений банком, потребителю подготовлено обращение в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области.
Обращаем ваше внимание, что с 2019 года некоторые споры по финансовым услугам рассматривает финансовый уполномоченный на основании Федерального закона № 123-ФЗ от 04.06.2018 «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг».
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/ https://кц66.рф https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley
Юрисконсульт отдела экспертиз
в сфере защиты прав потребителей
филиал ФБУЗ «ЦГиЭ в СО»
Разночинцева Регина
Дмитриевна