В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом об обмене встраиваемой микроволновой печи. Суть обращения заключалась в том, что потребитель приобрел встраиваемую микроволновую печь, но к сожалению данный товар не подошел потребителю по цвету к кухонному гарнитуру. При этом, в магазине была представлена данная модель встраиваемой микроволновой печи в разных расцветках, потребитель потребовал обменять товар на товар другого цвета. Однако продавец отказал потребителю в удовлетворение требований. Правомерны ли действия продавца в такой ситуации?
По данному вопросу, специалисты консультационного пункта поясняют следующее.
На основании ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Иными словами, потребитель вправе предъявить требования об обмене непродовольственного товара надлежащего качества, ссылаясь конкретно критерий, согласно приведенного в законе перечня который ему не подошел.
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Однако, отсутствие у потребителя кассового (товарного) чека не может стать основанием отказа, произвести обмен со стороны продавца.
Следует отметить, что до 31.12.2020 года обмен непродовольственных товаров надлежащего качества регулировался не только ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» но и постановлением Правительства РФ от № 55 от 19.01.1998 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». Согласно п. 11 данного постановления, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки, обмену не подлежали. В случае с обращением потребителя, встраиваемая микроволновая печь является технически сложным товаром.
Однако, с 1 января 2021 года вышеуказанный перечень претерпел изменения, так п. 11 нового постановления Правительства РФ № 2463 от 31.12.2020 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» звучит следующим образом: «технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года».
Таким образом, в случаях, когда гарантия на технически сложный товар бытового назначения составляет менее года, а в случае обратившегося в консультационный пункт потребителя 6 месяцев, потребитель имеет право предъявить продавцу требование об обмене непродовольственного товара надлежащего качества на аналогичный товар согласно ст. 25 Закона «О защите прав потребителей» с указанием конкретного критерия.
Поэтому, действия продавца в сложившейся ситуации являются не правомерными, поскольку Закон «О защите прав потребителей» допускает обмен технически сложных товаров бытового назначения с гарантией менее одного года.
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах:
- https://service.fbuz66nt.ru/
- https://кц66.рф
- https://tagil.med-jur-help.ru/
- ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp
- Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley