В консультационный пункт по вопросам защиты прав потребителей Нижнетагильского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» обратился потребитель с вопросом о том, обязан ли продавец проверить товар после передачи покупателю. Суть обращения заключалась в том, что потребитель приобрел в строительном магазине керамическую плитку в большом количестве, по приезду домой потребитель обнаружил, что купленный товар имеет многочисленные недостатки, после чего обратился в магазин с требованием о возврате денежных средств за некачественный товар, в чем потребителю было отказано. Правомерны ли действия продавца в такой ситуации?
По данному вопросу, специалисты консультационного пункта поясняют следующее.
На основании п. 1 ст. 454 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать товар в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). При этом, продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона РФ 2300-1 «О защите прав потребителей»).
Таким образом, продавец при продаже любого товара, должен обеспечить возможность потребителю правильного и осознанного выбора.
Момент передачи товара определен ст. 458 ГК РФ, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:
- вручения товара покупателю, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;
- предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю в месте нахождения товара.
Кроме того, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю (ст. 459 ГК РФ).
Таким образом, в момент передачи продавцом потребителю керамической плитки, последний должен был проверить ее, с целью исключить различные недостатки товара, однако им этого сделано не было, в связи с чем доказать на каком временном промежутке возникли недостатки не представляется возможным. Возможно плитка изначально была передана с недостатками, возможно они появились уже при транспортировки ее, либо вследствие иных действий потребителя за пределами магазина. Однако, стоит всегда критически относиться к самим недостаткам, так как например бой плитки может быть отнесен к недостатку как заводскому, так и к приобретенному, а дефекты самой плитки(различие цветовой гаммы, дефекты глазури и т.п.) однозначно укажут на производственный характер недостатка.
При возникновении вопросов, специалисты Консультационного пункта отдела экспертиз в сфере защиты прав потребителей оказывают гражданам консультации по следующим телефонам: 8 (3435) 41-83-62, 41-82-10.
Также информацию о работе и услугах Консультационного пункта можно получить на сайтах: https://service.fbuz66nt.ru/, https://кц66.рф, https://tagil.med-jur-help.ru/ и в социальных сетях: ВКонтакте - https://vk.com/nt_zpp, Одноклассники - https://www.ok.ru/z.potrebiteley